сочіненіе по белоруской літературе

сочіненіе по белоруской літературе

Сочіненіе по белорусской літературе на тэму вайна у маім жыцці. Тэма вялікай айчыннай вайны незвычайная тэма. Незвычайная, таму што памяць і гісторыя ў ёй зліліся разам. Дзевятага мая наш народ адзначае вялікае свята – дзень перамогі над фашысцкай германіяй. Дата 9 мая напаўняе сэрца гонарам за подзвіг шматнацыянальнага савецкага народа, які выйграў бітву з фашызмам і смуткам. Мільёны сыноў і дачок айчыны назаўжды засталіся ляжаць у сваёй і чужой зямлі. Тэма вайны ніколі не перастане хваляваць людзей, верадзіць старыя раны і душу болем сэрца. Вайна пазбавіла сотні тысяч дзяцей бацькоў і маці, дзядоў, старэйшых братоў і сясцёр. Наш народ здзейсніў подзвіг, у якім зьлітыя разам найвялікшае мужнасць воінаў, партызан, удзельнікаў падполля і самаадданасць працаўнікоў тылу.

Ваявалі не толькі дарослыя, але і дзеці. Вайна і дзеці … вайна пазбавіла дзяцей дзяцінства, абрынулася на іх цяжарам. На іх далікатныя плечы лег ўвесь цяжар нягод, гора ваенных гадоў. Але вайна не змагла зламаць рабят, наадварот, яны сталі мацней, цягавіцей, мужней. Вайна не ведае ўзросту … маёй бабулі, было ўсяго дзевяць гадоў, калі пачалася вайна. Яе дзіцячая памяць захоўвала ўспаміны аб першых ваенных днях, калі працаздольныя мужчыны сышлі на фронт, значная частка коней і тэхнікі была таксама ўзятая на фронт. Бабуля, як і ўсе старыя, жанчыны і дзеці, працавалі ў калгасе.

Дапамагалі прыбіраць ураджай, шэфствавалі над жывёлагадоўчымі фермамі, навучаліся працы трактарыстаў, камбайнераў. Яны забяспечвалі армію і насельніцтва харчаваннем. Бабуля, як і ўсе школьнікі, вязала для салдат ваўняныя шкарпэткі, рукавіцы, збірала для іх цёплыя рэчы, адпраўляла выгадаваную і высушаную гародніну на фронт, дзе ваявалі яе бацька і дзядзька. Яна амаль кожны вечар выходзіла за ваколіцу сустракаць бацьку і дзядзьк, з нецярпеннем чакала іх вяртання з перамогай. Нягледзячы на цяжкі ваенны час, хлопцы не забывалі пра вучобу.

У школе пражывалі салдаты, а дзецям даводзілася навучацца ў дамах жыхароў вёскі. Немалая колькасць эвакуяваных, а гэтак жа страцілі сваіх бацькоў, дзеці вымушаныя жыць у дзіцячых дамах. Эвакуіраваныя сям’і прыбытку і ў наша сяло, адна з такіх сем’яў пасялілася ў доме маёй бабулі. іх было трое чалавек. Мац, сын 13 гадоў і дачка 8 гадоў. Бабуля і эвакуіраваў дзяўчынка вельмі пасябравалі, заўсёды і ва ўсім падтрымлівалі адзін аднаго. Бабуліна сям’я акружыла дзяцей матчынай ласкай і клопатам, забяспечыўшы іх адзеннем, абуткам, прадуктамі харчавання, і стварыла нармальныя жыллёвыя ўмовы, што было ў іх сілах. Мая бабуля да гэтага часу з цеплынёй успамінае гэтую сям’ю. У пяцідзесятыя гады яна атрымала вестку ад той самай эвакуіраваў дзяўчынкі, у якім яна ад душы дзякуе бабулю і яе сям’ю за дабрыню і ласку, якімі атачылі іх у тыя самыя жорсткія гады. Сочіненіе по белоруской літературе сочинение белорусский язык - родной язык моей семьи. Моя семья состоит из четырёх человек. Мы живём в республике беларусь, которая является соседкой и украины, и россии. Своим по - настоящему родным языком мы считаем белорусский, но говорим, в основном, как и все окружающие нас в посёлке люди на русском, но связь с белорусским языком, правильнее сказать, беларускай мовай мы не теряем. Моя мама является учителем белорусского языка и литературы. Поэтому я с самого детства имею возможность читать белорусскоязычные книги. На полках в нашем доме находится невероятное множество словарей. Словари - это неотъемлемый и очень важный предмет, помогающий при изучении любого языка тренировать свою грамотность и расширять словарный запас. Это этого зависит богатство языка каждого человека в отдельности. Поэтому я часто беру в руки словарь своего родного языка и вычитываю много новых слов. И этимологический, и орфографический, и даже фразеологический. Богатство речи человека напрямую связано с его любовью к чтению и книгам. На белорусском языке написано и переведено на него масса замечательнейших произведений. У белорусов пользуются популярностью книги авторства василия быкова, владимира короткевича, ивана шамякина, янки брыля и других. В произведениях этих авторов находят своё отражение темы, в первую очередь, любви к родной земле, отчизне, красоты природы беларуси, а также темы войны и её последствий. Читая книги на белорусском, понимаешь, насколько милозвучен этот язык. Наш белорусский язык зыонок, словно журчание ручья, певуч, точно весенние птицы. Мне кажется, что все языки в этом мире одинаково прекрасны, совершенны, но конкретно из - за своей принадлежности к данной нации, я скажу, что для меня самым приятным будет белорусский, потому что это мой родной язык. Именно этот язык отличает меня от немца, поляка, русского, китайца и представителей других национальностей. Замечательно, что в мире есть много языков, много вариантов одной и той же книги на них. Человек должен любить свой родной язык. Если даже не любить, но знать он обязан, если называет себя представителем той или иной нации. Француз не имеет права называть себя таковым, не владея в совершенстве французским. Картинка к сочинению белорусский язык - родной язык моей семьи. Популярные сегодня темы. Здравствуй, дорогой дедушка мороз. Я не знаю, веришь ли ты в меня, но я в тебя всё ещё верю. Прошедший год был очень удачным. Я без троек закончил четвёртый, и перешёл в пятый класс. Гончаров иван александрович своим романом под названием обломов, смог преподнести читателю совершенно две разные жизни людей. Они были полной противоположностью друг к другу.

Сам роман построен на психологии. Приятна мне твоя прощальная краса. Именно такие мысли, повторяющие строки известного стихотворения, приходят в голову, когда смотришь на осенний пейзаж из окна своей квартиры. Мой рабочий день начинается в 6 часов утра. В это время звенит будильник. Я специально выбрал мелодию звонка в виде легкой классической музыки, чтобы пробуждение от сна было не резким, а постепенным. Иуда представляет собой канонический образ, который вводит булгаков как одного из немногих учеников проповедника иешуа. Автор меняет имя этого героя, которого называет иудой из кириафа. Сочіненіе по белоруской літературе белорусская литература. Устное народное творчество. Белорусов формировалось под непосредственным воздействием древних фольклорных традиций народов киевской руси. Фольклор разнообразен по жанрам. Наиболее ранний пласт образует поэзия календарно - земледельческого и семейно - обрядового циклов. Колядные, масленичные, купальские, толочные (от толока – вид коллективного труда), свадебные, крестинные и др. К необрядовой поэзии относятся песни лирические (то ль свет, то ль светает), исторические, рекрутские, чумацкие, шуточные.

Значительную часть исторических составляют песни о набегах татар, хронологически относящиеся к 15–16 вв. В этих песнях обычно не описываются конкретные исторические события, но на их фоне передаются переживания героев (ой, летел – полетел да серый орел). К песенным жанрам принадлежит баллада. Известно более ста сюжетов баллад (дочь – птица; свекровь обращает невестку в рябину; братки – встреча брата и сестры). В этих сюжетах прослеживается явная связь с балладами других славянских народов. Повествовательные жанры представлены сказками, былинами, легендами, преданиями (о крыжацких могилках), анекдотами. Отличительная особенность белорусского сказочного эпоса – сказки о героических богатырях - осилках (осилок – силач), побеждающих различных чудовищ (кузнец – богатырь; вдовий сын; васька попелышка). К более поздним относятся сказки социально - бытовые (иванко простачок; пану наука; мужик и пан; завистливый поп). Сословные отношения, народная мораль, жизненный опыт отражены в малых жанрах устно - поэтического творчества. Пословицах, поговорках, загадках (панам сеют, жнут и косят, а себе хлеба просят; поп и с живого и с мертвого дерет). Исторические песни, былины, баллады исполнялись домрачеями под аккомпанемент домры. Сказки, легенды, предания рассказывали бахари. Домрачеи и бахари являлись непременными участниками коляд, русалий и других народных обрядов. Такие драматические элементы устно - поэтического творчества способствовали становлению народного театра. Письменная литература. На территории белоруссии возникла в конце 10. Как и у всех восточных славян, начало литературного развития белорусского народа связано с принятием христианства и высоким уровнем устного народного творчества. Являясь носителями культуры киевской руси, белорусы на ее основе развивали свою национальную словесность. Сложный процесс формирования белорусского языка и белорусской литературы был в основном завершен в 16. Первоначально в письменности восточных славян основное место занимала переводная литература религиозного содержания. В древнерусскую книжность органически вошли из византии переводы на старославянский язык основных христианских произведений. Библии, агиографических (см. Также агиография) сочинений и апокрифов. Об этом свидетельствуют, например, туровское евангелие (11. ), переводные жития христианских мучеников антония великого, алексея, человека божия и др апокрифическое хождение богородицы по мукам, произведения отцов церкви и многие другие переводы, широко распространявшиеся на территории белоруссии. Из византии пришли на русь и греко - византийские хроники, знакомившие восточных славян с событиями всемирной истории. История иудейской войны иосифа флавия, хроники иоанна малалы, георгия синкелла, георгия амартола. Эти и другие переводы ускорили становление оригинальной древнерусской литературы. Первые писатели руси с успехом усваивали жанры европейской литературы, своеобразно их перерабатывая. К авторам, чья деятельность была связана с землями нынешней белоруссии, относятся книжники и ораторы климент смолятич (ум. После 1164) и кирилл туровский (ок. Древнерусский церковный писатель климент смолятич отстаивал в своих сочинениях независимость русской церкви от константинополя. Единственное сохранившееся произведение климента смолятича послание к смоленскому пресвитеру фоме является важным документом, свидетельствующим о зарождении свободомыслия в древнерусской церковной письменности. Особую известность на руси и в других славянских землях приобрел кирилл туровский – мастер торжественного красноречия. Его произведения отличались стройностью композиции, разработанными приемами ораторского мастерства, образной ритмизированной речью. Им было написано восемь слов на различные церковные праздники, послание к василию игумену печерскому и многие другие сочинения. Творчество кирилла туровского отличается особой поэтичностью, т. Он умело использовал мотивы народного фольклора. Интенсивно развивается агиография. В конце 12 – начале 13 вв. Было составлено житие евфросиньи полоцкой. Его автор пишет о княжне предславе (1100–1173), которая под именем игуменьи евфросиньи была широко известна во второй половине 12. В белорусских землях. Она основала два монастыря, ставшие источниками просвещения в полоцком крае.

Евфросинья отличалась высокой образованностью и любовью к книгам, которые сама переводила с греческого и переписывала в одном из основанных ею монастырей. Памятниками древнерусской агиографии являются также житие кирилла туровского (13. ), единственная известная биография писателя, и житие авраамия смоленского (ок. 1240), где авраамий характеризуется как прекрасный оратор, книжник и художник. Традиции, заложенные в древнерусской письменности, развивались в белорусской литературе периода ее становления (14–16 вв. К этому времени монголо - татарское нашествие привело к распаду киевской руси. Западнорусские княжества одно за другим попали в зависимость от литовских князей. Все белорусские земли входили в состав великого княжества литовского. На основе западнорусских племен, обособившихся от родственных им восточнославянских, образовалась белорусская народность. С этого же периода началось становление собственно белорусской культуры, формирование самостоятельного языка и литературы. Белорусы, будучи наследниками древнерусской традиции, долгое время играли значительную роль в культурной жизни литовского государства. Так как в то время еще не существовало литовской письменности и литовского литературного языка, то сложившийся на древнерусской основе западнорусский язык был признан государственным языком княжества литовского. Официальное признание общегосударственного статуса способствовало дальнейшему развитию и совершенствованию старобелорусского языка, из которого впоследствии сформировался современный белорусский язык. Литература развивалась в традиционной системе видов и жанров. Активно переписывались книги библии. Известны, например, лавришевское, оршанское, полоцкое, друцкое, мстижское евангелия, смоленская псалтырь 1395. На древний белорусский язык переводились важнейшие памятники светской западноевропейской литературы (александрия). Параллельно развивается и собственно белорусская литература. Под влиянием традиций восточнославянского летописания формируется жанр белорусских летописей. Ранние белорусские летописи начинаются с переводов повести временных лет. Основными источниками для белорусских и белорусско - литовских хроник являлись и другие древнерусские исторические сочинения, например, киевская и галицко - волынская летописи. Наиболее известные произведения этого жанра – летописец великих князей литовских, белорусско - литовская летопись 1446 г летопись авраамки, 1495. Летописец великих князей литовских, возникший ок. 1428–1430, и белорусско - литовская летопись 1446 г. Они пронизаны апологией деятельности великих князей, направленной на защиту государственных и политических интересов своего княжества. Иной взгляд на судьбу белорусского народа представляет летопись авраамки. Она составлена по поручению смоленского епископа иосифа неким авраамкой, сведения о котором не сохранились. В ней использованы русские летописи, дополненные описанием событий местной истории. В летописи авраамки проводится идея единства русской земли, подчеркивается стремление населения белорусских и русских территорий, попавших под власть литвы, к соединению с русским государством. Летописцами вырабатывался своеобразный художественный стиль – лаконичный и выразительный. Поэтому летописи имели большое значение не только для белорусской историографии, но и для ранней белорусской беллетристики. Продолжается развитие и других, характерных для древнерусской письменности жанров. Было создано одно из выдающихся произведений славянской паломнической литератур – хождение игнатия смолянина. Видным представителем церковного красноречия был выходец из болгарии митрополит григорий цамблак (ок. Его торжественные слова, написанные образным языком и изысканным стилем, продолжали традиции кирилла туровского. Развиваются панегирические жанры. Создаются похвалы отличившимся личностям за их героические дела и поступки. Например, похвала витовту, похвала гетману острожскому и др. Постепенно традиционные виды и жанры письменности уступают место новым. Литература становится все более светской и демократичной, в ней проявляются значительные ренессансные и реформаторские влияния. В конце 15 – начале 16 вв. Складывается новая гуманитарная культура. Видным деятелем восточнославянского возрождения начала 16. Был франциск (георгий) скорина (1490–1541). Как писатель скорина известен своими предисловиями, которые он писал к переведенным и изданным им книгам библии. Переводя на белорусский язык библию, скорина стремился распространить грамотность в широких народных слоях. Он писал в своих предисловиях, что библия является основным средством просвещения, сокровищницей знаний и житейской мудрости. Его идеи оказали большое влияние на книжников 16–17 вв. Сымона будного (1530–1593), василя тяпинского (ок. 1540–1603), мелетия смотрицкого (1577–1634). Вслед за франциском скориной они отстаивали эстетическую ценность родного языка как основополагающего средства самовыражения народа, сохранения его истории и культуры. Главная особенность белорусской культуры этого периода – ее полилингвистический характер. Возникшая на пересечении восточнославянской и западноевропейской традиций и развивающаяся под воздействием православного и католического вероисповеданий, эта культура характеризуется взаимодействием белорусского, старославянского, литовского, польского и латинского культурных слоев. Белоруссия 15 – начала 16 вв. В основе своей была двуязычной. Церковнославянский употреблялся в качестве языка религиозной письменности и богослужения, белорусский – в деловой письменности и светской литературе.

В результате проникновения католицизма с 16. Распространяется латынь. Общим памятником белорусской, польской, литовской культур 16. Можно считать наследие поэтов - латинистов, авторов эпических поэм яна вислицкого (ок. 1485–1490 – после 1516) (прусская война, 1515) и николая гусовского (ок. 1480 – после 1533) (песня о зубре, 1523). Во второй половине 16 – начале 17 вв. Интенсивно развивается полемическая литература. Это явление непосредственно связано с полонизацией и усилением влияния католической церкви, последовавшими после люблинской унии 1569, объединившей великое княжество литовское и польшу в единое государство речь посполитую, и после брестской унии 1596, объединившей православную и католическую церковь. Видными идеологами униатского движения были петр скарга павенский (1536–1612) и ипатий потей (1541–1613). Антиуниатское направление представлено творчеством мартына броневского, мелетия смотрицкого, захария копыстенского, леонтия карповича, афанасия филипповича (1597–1648). Одним из первых сочинений в защиту унии стал трактат п. Скарги павенского о единстве божьей церкви, 1577. Идея объединения отстаивалась в книгах и. Потея уния, 1595 и ереси, 1607. Против униатских книг были направлены основные произведения православных полемистов. Броневского; вирши на отступников, 1598, антиграфии, 1608 и фринос, 1610 м. Смотрицкого; полинодия, 1619–1922 з. Копыстенского; диариуш а. К полемическим сочинениям первой половины xvii. Относится и анонимная сатирическая поэма речь мелешки (прамова ивана мялешки, каштеляна смоленского). По своему содержанию – это пародия на сеймовые речи, острый памфлет, неизвестный автор которого выступает против иноземного засилия. Лучшие сочинения полемической публицистики, как со стороны защитников, так и со стороны противников униатства, насыщены глубоким социально - политическим содержанием и написаны языком ярким, эмоциональным, выразительным. Они являются культурным наследием белорусского народа, духовные ценности которого создавались представителями различных конфессий. Светская литература этого периода отмечена зарождением силлабического стихосложения. Наиболее распространенным жанром силлабической поэзии стал жанр эпиграмм (вид панегирических стихотворений). Среди поэтов - панегиристов особенно известен андрей рымша (ок. 1550–после 1595) (эпическая поэма декетерос акроама, или десятилетняя повесть военных дел князя к. Полилингвистический характер отчетливо проявляется и в литературе 17–18 вв. Большинство авторов писали на польском, латинском и старославянском языках. Появились и двуязычные произведения. Белорусско - украинские, белорусско - русские, белорусско - польские.

Так, например, творчество симеона полоцкого (1629–1680) и андрея белобоцкого принадлежит нескольким славянским литературам. Будучи представителями белорусской и русской культуры, оба писателя находились под большим влиянием традиций польской литературы. При польском и украинском посредничестве в литературе второй половины 17 – первой половины 18 вв. Распространился стиль барокко, особенно характерный для поэзии и драматургии. Барочные тенденции проявлялись как в духовной, так и в светской поэзии. В сборниках дидактических и панегирических стихов симеона полоцкого рифмологион и вертоград многоцветный, 1678, в навеянной западноевропейским мистицизмом философско - религиозной поэме пентатеугум (после 1681) андрея белобоцкого, в анонимных сочинениях песенно - интимной лирики (поэма лямент (плач) на смерть л. Карновича, 1620) нашли отражение наиболее типичные для произведений барокко особенности. Аллегорически - метафорическое начало, орнаментальность, парадоксальность, усложненность ритмики и строфики, утонченность риторических фигур. Зарождение белорусской драматургии связано с деятельностью иезуитов, а именно – с драматическими представлениями, широко используемыми в педагогической практике иезуитских коллежей. Латинские и польские драмы - моралите, поставленные в школьных театрах, сопровождались выступлениями хора и балета, а также интермедиями, писавшимися на белорусско - польском или белорусско - украинском языках. Главным героем таких интермедий был белорусский мужик – носитель народной мудрости и добродетели. Наиболее интересными в художественном отношении являются интермедии из так называемого ковенского сборника, 1731. Крестьянин и ученик, крестьянин и ученик - беглец, игра фортуны. Они написаны живым языком, наполнены актуальным содержанием, в них видна связь с реальной жизнью и народным творчеством. На интермедийной основе создана первая белорусско - польская комедия, 1787 к. Марашевского, в которой уже своеобразно синтезировались барочные и классицистические тенденции. Особенностью классицистической литературы эпохи просвещения второй половины 18. Было то, что белорусские произведения занимали в ней еще меньшее место, чем во времена барокко. Большинство литературных произведений писалось на польском, латинском, старославянском языках, а с конца 18 в когда белоруссия вошла в состав россии, интенсивно развивалась русскоязычная литература. В непосредственно белорусской литературе преобладали жанры, соединяющие профессиональное художественное творчество и фольклор (интермедии, сатирические произведения, лирические песни). Подобная тенденция сохранялась и в начале 19. На фольклорной почве возникли полуанонимные пародийно - сатирические поэмы энеида наизнанку, авторство которой приписывается в. Ровинскому (1786–1855), и тарас на парнасе (не ранее 1837). Национальные по языку, по особенностям юмора, по изображению реалистических картин крестьянского быта, живые и остроумные, эти поэмы оказали большое влияние на развитие последующего литературного процесса. Наиболее значительной фигурой в белорусской литературе середины 19. Был винцент (винцук) дунин - марцинкевич (1807–1884). Свои сочинения он писал на белорусском, польском и русском языках. На белорусском языке им созданы в 1855–1857 стихотворные повести вечерницы, гапон, купала, былицы, рассказы наума, а также комедия пинская шляхта, 1866. Он – автор либретто к первой белорусской комической опере идиллия (селянка), 1846 и пьесы сватовство, 1870, написанных на смешанном польско - белорусском языке.

Произведения его поэтичны, насыщены народными песнями, пословицами, поговорками. К авторам, чья творческая активность приходилась на этот период, относятся ян барщевский (1794–1851) (сб. Рассказов шляхтич завальня, 1844–1846), поэт и фольклорист ян чечот (1796–1847), артем верига - даревский (1816–1884) (поэмы братьям - литвинам, охульга, драма гордость), автор патриотических стихотворений винцент коротынский (1831–1891) (тоска на чужой стороне), белорусско - польские поэты владислав сырокомля (людвиг кондратович, 1823–1862) (добрые вести; уже птички поют повсюду) и александр рыпинский (ок. 1900) (баллада нечистик, 1853). В белорусской литературе зарождается мощное движения за национальное возрождение.

Поэтическим глашатаем и своеобразным идеологом движения выступил францишек богушевич (1840–1900). Основные произведения богушевича вошли в сборники дудка белорусская, 1891 и смык белорусский, 1894. Оба они вышли за границей под псевдонимом матей бурачок. В предисловии к дудке белорусской прозвучал страстный призыв к возрождению национального достоинства, самобытности, утраченных в результате многовековой практики польско - русской ассимиляции. Отстаивая права белорусского языка, богушевич завершает предисловие проникновенным пророческим предостережением, в котором говорит о том, что народ, отказавшийся от своего родного слова, обречен на вымирание.

Современниками богушевича были поэт янка лучина (иван неслуховский, 1851–1897), писавший на белорусском, русском и польском языках (стихотворение не ради славы иль расчета, 1886), адам гуринович (1869–1894) (стихи что за звук заунывный раздался; что ты спишь, мужичок), мемуарист и автор басен (старшина; волкодав) альгерд абухович (1840–1898). Богушевичу и его сподвижникам национально - возрожденческая идея становится основным творческим мотивом в дальнейшем развитии белорусской литературы. Проблема национального самопознания стала определяющей в творчестве янки купалы (и. Луцевича, 1882–1942), якуба коласа (к. Мицкевича, 1882–1956), тетки (элоизы пашкевич, 1876–1916), ядвигина ш. Левицкого, 1868–1922), максима богдановича (1891–1917), змитрока бядули (с. Плавника, 1886–1941), алеся гаруна (а. Прушинского, 1887–1920), максима горецкого (1893–1939). Творчество их открыло миру многогранную жизнь белорусского народа, его мечты и думы, его трудную долю и просыпающееся сознание.

В литературе отчетливо проявляются героико - романтические тенденции, что позволяет говорить о романтизме как о национальном эстетическом явлении, тесно связанном с формированием белорусской нации. Романтическое начало отчетливо проступает в произведениях я. Купалы (стихотворения а кто там идет, 1907; молодая беларусь, 1913; поэмы извечная песня, 1910, курган, 1910, бондаровна, 1913, могила льва, 1913), э. Пашкевич (тетки) (стихи из сб. Крещение на свободу и скрипка белорусская, 1906), м. Венок, 1913 и цикл стихи белорусского склада, 1915–1917), я. Песни печали, 1910 и родные образы, 1914). События, последовавшие за октябрьской революцией. Гражданская война, польская оккупация (1919–1920), раздел белоруссии на западную и восточную части (1921) негативно сказались на литературном процессе, значительно его замедлив. Период интенсивного развития начинается в 1920 - е.

В советской белоруссии создаются многочисленные литературные объединения. Наиболее значительные – маладняк (молодняк), 1923–1928; узвышша (возвышенность), 1926–1931; полымя (пламя), 1927–1932. В литературу пришла большая группа молодых писателей. Куделька, 1896–1938) (сб. Стихов вьюга, 1922; поэмы босые на пожарище, 1921 и беларусь лапотная, 1924); кузьма чорный (н. Романовский, 1900–1944) (романы сестра, 1927–1928; земля, 1928); михась зарецкий (м. Косенков, 1901–1941) (повесть голый зверь, 1926; роман стежки - дорожки, 1927), владимир дубовка, 1900–1976 (сб. Стремнина, 1923; тростник, 1925; credo, 1926), кондрат крапива (к. Продолжается активная творческая деятельность писателей старшего поколения (поэмы беларусь, 1921, в ясных крушнях, 1921, повесть соловей з. Бядули; комедия тутэйшыя (здешние), 1922, поэма безымянное, 1924 я. Купалы; поэмы новая земля, 1923 симон - музыкант, 1917–1925, повести в полесской глуши, 1923, в глубине полесья, 1927 я. Песни труда и борьбы, 1922; торжество, 1924 т. В 1930 - х развивается роман – тот жанр в белорусской литературе, который до этого времени не имел богатых традиций (комаровская хроника, 1930–1937, виленские коммунары, 1931–1932 м. Горецкого; язэп крушинский, 1932 з. Бядули; иди, иди, 1930, третье поколение, 1935к. Чорного; вязьмо, 1932 м. Зарецкого; перегуды, 1935 т. Гартного; медведичи, 1932 к. В литературе западной белоруссии, входившей в 1921–1939 в состав польши, ощутима преемственность романтической традиции начала 20. Основное место занимает экспрессивная, романтически окрашенная, интеллектуализированная поэзия леопольда родзевича (сб. Беларусь, 1922), владимира жилки (поэма воображение, 1923), казимира свояка (сб. 1920 - х), михася василька (сб. Шум боровой, 1929), михася машары (сб. В 1930 - е написаны лучшие произведения максима танка (е.

На этапах, 1935, журавиновый цвет, 1937, под мачтой, 1938). В годы великой отечественной войны белорусская литература пополнилась значительными произведениями. Особенно активно авторы использовали традиционный для белорусов жанр эпической поэмы (беларусь, 1943, п. Бровки; эдем, 1944, з. Астапенко; янук селиба, 1943 м. Коласа, 1945; цимбалы, 1944, а. В прозе заметным явлением стали романы и повести к. Чорного скипьевский лес, 1941–1944, поиски будущего, 1943, великий день, 1941–1944, млечный путь, 1944. В послевоенный годы в литературу пришли иван шамякин, иван мележ, василь быков, алесь адамович, иван науменко, андрей макаенок. Особенно интенсивно развивается литература в 1960–1980. Наибольшие успехи наблюдаются в прозе.

Это военные повести в. Быкова (третья ракета, 1962; альпийская баллада, 1964; сотников, 1970; волчья стая, 1974; знак беды, 1983; карьер, 1985) и а. Адамовича (хатынская повесть, 1972; каратели, 1980), романы и. Мележа (люди на болоте, 1961, дыхание грозы, 1964–1965; метели, декабрь, 1976), и. Шамякина (сердце на ладони, 1963; атланты и кариатиды, 1974; возьму твою боль, 1978), и. Науменко (сосна при дороге, 1962; ветер в соснах, 1967; сорок третий, 1973), я. Брыля (птицы и гнезда, 1963). В этот период написаны исторические романы и повести в. Короткевича (колосья под серпом твоим, 1966; дикая охота короля стаха, 1964; черный замок ольшанский, 1979), документально - художественные книги с. Алексиевич (у войны не женское лицо, 1984; последние свидетели, 1985), поэмы р. Бородулина (материнская хата, 1963, рождался день, 1975), пьесы а. Макаенка (затюканный апостол, 1966; трибунал, 1970). Литературу последних десятилетий 20. Отличает склонность к историко - социальному анализу.

Ее представляю прозаики. Христина лялько, адам глобус, владимир орлов, владимир бутромеев. Леонид голубович, леонид дранько - майсюк, алесь письменков. История белорусской дооктябрьской литературы. Минск, 1977 история белорусской советской литературы. Минск, 1977 овчаренко а. Современный белорусский роман. Формирование новой белорусской литературы в ее взаимосвязях с другими славянскими литературами (xvii–xix вв. – славянские литературы в процессе становления и развития. Становление белорусской художественной традиции. Минск, 1987 тычина м. Белорусская классика и современность. М 1989, № 12 гришковец в. Чудо рождения таланта. Третий ренессанс белорусской литературы. Сочіненіе по белоруской літературе билеты по белорусской литературе.

У аповесцi знак бяды, за якую у 1986 г. Быкаву была прысуджана ленiнская прэмiя, вайна паказана праз успрымацце яе мiрным жыхаром. Пачынаецца аповесць апiсаннем спаленага хутара, якi як бы папярэджвае людзей аб хуткай бядзе.

Галоуныя героi сцепанiда i пятрок багацькi. Дзеянне адбываецца у першыя месяцы вайны, хаця нямала старонак у аповесцi адведзена перадваеннаму жыццю. Праз успамiны галоуных герояу в. Быкау паказвае перыяд масавай калектывiзацыi на лепельшчыне, складаны 1937 г. Сцепанiда - былая парабчанка у пана адольфа якiмоускага - зауседы верыла у справядлiвасць i перамогу дабра, была пераканана, што на чужым няшчасцi свае не пабудуеш. Таму яна рашуча выступiла супраць раскулачвання сваiх аднавяскоуцау, збiрала подпiсы у абарону старшынi лявона (адправiла нават петрака у мiнск да чарвякова). Не магла змiрыцца сцепанiда i з новымi парадкамi гiтлерауцау, змагалася з iмi, як магла. Схавала газу, пазбавiушы тым немцау святла; схавала у лесе парсючка, каб той не дастауся ворагам; укiнула у глыбокi калодзеж вiнтоуку.

Пятрок жа, наадварот, стараецца прыстасавацца да умоу акупацыi, улагоджвае палiцэйскiх самагонкай, паслухмянасцю дагаджае фашыстам. Цiхае выжыванне (не здраднiцтва) аго закончылася арыштам i турмой за ашуканства i аскарбленне фюрэра. Вобразам петрака быкау сцвярджау, што у часы цяжкiхвыпрабаванняу спробы лавiраваць сваiмi i чужымi, хавацца за спiны iншых заканчваюцца трагiчна. Пасля арышту петрака сцепанiда, застаушыся на хутары адна, вырашае змагацца з ворагам больш дзейсна. Страх i боязнь яе прапалi, i с. Вырашае знiшчыць мост. Здаецца, задуманнае ёю вось - вось здейснiцца. Знойдзена бомба (куплена за парсюка у кармiлы), нагледжана месца пад мастом для яе уладкавання. Але фашысцкiя паслугачы арыштавалi к. Апошняе, што яна магла зрабiць, - гэта перахаваць бомбу у iншае месца. А калi вечарам палiцаi пачалi ламiцца у хату, падпалiла дом знутры. Задыхаючыся ад дыму i полымя, с. Можа, i добра, што з бомбай яенiхто не бачыу.

Добрым людзям i не трэба, а гэтыя хай не шалеюць. I не спяць нi у дзень, нi уначы - баяцца да скону.

Быкау увасобiу лепшыя рысы беларускай жанчыны. Працавiтасць, сумленнасць, душэунасць, сiлу i нязломнасць чалавечага духу, высокую чалавечаю годнасць, гатоунасць да самаахвяравання. Магчымасць жыць, перачакаць вайну.

Але не было магчымасцi выжыць, застацца чалавекам са сваiмi прынцыпамi. I менавiта гэтыя прынцыпы знайшлi сваё уяуленне у апошнiм учынку с. Асноунае месца у творчасцi. Селянiн, пра цавiты i руплiвы земляроб, жыве у холадзе i галечы. З яго здзекваюцца, на зываючы цемным i дурным. Працай жа яго карыстаюцца iншыя, не пакiдаючы стваральнiку матэрыяльных сродкау самага неабходнага. Мужыком пабудаваны прыгожыя касцёлы i палацы, сам жа ён жыве у мокрай яме, сялянскiмi рукамi узведзены чыгункi, дарогi i масты, а сам ён не мае грошау нават на бiлет. Такая думка падкрэслiваецца у вершах дурны мужык, як варона i бог не роуна дзеле.

Б абараняючы мужыка, паказвае, як у яго прачынаецца пачуцце уласнай годнасцi, расце пратэст супраць несправядлiвасцi. Так, у вершы не цурайся аутар парауноувае жыцце селянiна i панiча. Iх знешнi выгляд, адзенне, жыллё, адукацыю. Супраць здзекау i прыгнёту, несправядлiвасцi царскiх законау i парадкау выступае селянiн i у вершы у астрозе.

За знiшчэнне межавога слупа се лянiна садзяць у астрог, але здзекi i пабоi не могуць зламаць волi i iмкнення героя да свабоды. Iдэя справядлiрасцi, роунасцi ва узаемаадносiнах памiж людзьмi выказ ваецца у вершы ахвяра. Лiрычны герой верша звяртаецца да бабулi з просьбай памалiцца за яго. Герой верша не хоча быць панам, бо з панствам у яго асацыiруецца усе са мае адмоунае у жыццi. Амаральнасць, разбэшчанасць, сквапнасць, прага да на жывы. Усе жыцце герой хоча быць толькi мужыком, бо ён ва усiх адносiнах вы шэйшы за паноу, з яуляецца чалавекам у самым шырокiм i прывабным сэнсе гэ тага слова. Жыве сваёй працай, любiць сваю радзiму i да канца ей адданы, не квапiцца на чужое, паважае iншыя народы, прызнае людзей за братоу, ма ральна чысты, не гультай i не злодзей, не здраднiк i не п янiца. Селянiн з яуляецца галоуным героем i у сатырычным вершы гора. Пакут лiвае жыцце працоунага чалавека, яго думкi i настроi. Перадае у форме на роднай песнi з пауторам - рэфрэнам ой, гора ж маё. Селянiн спрабуе паз бавiцца ад гора. Кiдае яго у рэчку, у полымяагонь, прывязвае у лесе да пня, закопвае у вялiкi роу, адвозiць у далёкую амерыку.

Але гора не пакiдае мужыка. Мабыць, простаму чалавеку у несправядлiвым грамадстве пазбыцца го ра нельга. Да такой думкi прыходзiць паэт. Прауда, сам верш гучыць не песiмiстычна. Няшчасце селянiна - хутчэй за усе пасмiханне з свайго гора, ад якога нiяк не можа пазбавiцца чалавек i якое.

Асаблiва праявiуся талент к. сатырыка у жанры байкi. Яго байкi - сама бытная з яба у бел. Многiя з iх выраслi з народных прыказак i прымавак, на прыкладзе якiх аутар вучыуся выказваць свае думкi вобразна, сцiсла, запамiнальна. Байкi к населеныя мясцовымi жывеламi i птушкамi (свiннямi, парсюкамi, сабакамi, совамi, зайцамi), бiчуюць адсталыя людскiя звычаi, п янства, пляткарства, асуджаюць бюракратау, раскрадальнiкау народных здабыткау, падхалiмау.

Падзеi у байках не алегарычныя, а канкрэтныя. Яны з сялянскага жыцця, з вясковага побыту.

Добра ведау погляды i псiхалогiю людзей. У байцы дыпламаваны баран сатырык расказвае пра барана, якi быу настолькi дурны, што нават не пазнавау сваiх варот. Ганарыуся ж баран сваiмтрывалым лбом. Каб лягчэй было убачыць барана i вылучыць з гурту, на шыю яму прывязалi мэту, жартам назваушы яе дыпломам. Баран настолькi заганарыуся гэтым дыпломам, што вырашыу паказаць сваю вучонасць перад кошкай. Добра ведаючы тупасць барана, кошка растлумачыла, што свой дыплом ен заслужыу не галавой, а лбом. Маральна - бытавыя праблемы асвятляе пiсьменнiк у байцы махальнiк iваноу.

Яна гнеуна выкрывае падхалiмства. Сюжэт байкi даволi просты. Ваенком, здаволены вынiкамi стральбы сваiх падначаленых, вырашыу пастраляць. Стpэлiу 5 разоу - i нi адна куля не закранула мiшэнi. Салдаты ж, якiя сачылi за стральбой, далажылi, што усе кулi трапiлi у цэль. Западозрыушы падман, ваенком пайшоу на хiтрасць. Пачау страляць халастымi патронамi. Але i пасля гэтага махальнiк iваноу далажыу, што у цэнтру самую усе 5 загналi зноу.

Шэф пахвалiу iвамова, назваушы яго сапраудным падхалiмам. Высмеяучы аднаго падхалiма, к. Паказвае, што у падхалiмстве вiнаваты не толькi асобныя людзi, але i грамадства у цэлым. Падзеям мiжнароднга палiтычнга жыцця прысвечаны байкi сава, асел ды сонца, сука у збане, жаба у каляiне, напiсаныя у сярэдзiне 20 - ых гг. У iх з едлiва высмейваюцца замежныя ворагi i iх агрэсiуныя намеры, буржуаз ныя нацыяналiсты, паклепнiкi - аслы, фашысцкiя совы, якiя спрабавалi хлусней, паклепамi i ваеннай сiлай знiшчыць новыя парадкi у краiне.

Байкi к нацыянальна - самабытныя па характару, былi народжаны надзённымi патрэбамi часу.

Яны з явiлiся дзейсным сродкам выкрыцця таго, што перашкад жала рухацца наперад. Увабраушы у сябе невычэрпныя багаццi жывой народнай мовы, народнай мудрасцi, яны i у наш час захавалi сваю дзейсную сiлу i моц. У мiнску 9 снежня 1891 г. Так здарылася, што жыць на бел. Давялося толькi першыя 5 гады. Пасля смерцi мацi ен быу аддзелены ад гэтай зямлi тысячамi км. Жыу у нiжнiм ноугарадзе, яраслаулi, ялце.

Беларусь паэт уяуляу толькi па легендах, павер ях i паданнях. Любоу да яе бы ла самым трапяткiм, самым гарачым пачуццем. Родны край здавауся яму дзiвоснай казкай, поунай незвычайных таямнiц. Добра ведау, што у краiне азёр i рэк, гаруе i пакутуе працоуны народ. Таму так адчайна гучаць яго словы. Сочіненіе по белоруской літературе итоговое сочинение 2020 - 2021 по литературе.

В начале декабря 11 - классники обычно пишут итоговое сочинение, которое служит допуском к егэ. Но в 2020 - 2021 учебном году сочинение назначено на вторую декаду апреля. У выпускников на выбор пять тематических направлений, которые утверждены федеральным институтом педагогических измерений (фипи). К каждому направлению эксперты фипи дали пояснения, что именно нужно будет обсудить в сочинении этого года. Эти направления - общие для всей страны. А вот уже внутри них будут составлены конкретные темы сочинений, которые будут распределяться по часовым поясам. Но их выпускники узнают только на самом экзамене.

Главное в сочинении — показать, что ты прочитал хотя бы одну книгу.

Ну и сами рассуждения оценивать никто не будет — точка зрения может быть любой, лишь бы она была грамотно изложена на бумаге.

Оценки ставятся по системе зачет - незачет. Направления итогового сочинения 2020. В рамках этого направления выпускникам предлагают поразмышлять о исторических событиях, значимых деятелях и достижениях науки и культуры, оказавших влияние на судьбы конкретных людей и на развитие человеческого общества в целом. Васильев «а зори здесь тихие.

Личности и общества, человека с самим собой, о межличностных конфликтах и способах их разрешения, о достижении понимания и согласия между людьми. В работе можно опираться на собственный жизненный опыт и обращаться к литературным источникам. В эссе по этому направлению можно порассуждать о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений — как внешних, происходящих в окружающей действительности, так и внутренних, личных, которые человек испытывает на каждом этапе своей жизни. Что значит быть самим собой. Темы этого направления помогают задуматься о своей личности, ее сильных и слабых сторонах, о своем внутреннем мире, о потребности и необходимости в самопознании и личностном росте.

Школьники могут обратиться к своим размышлениям о совести и нравственности, внутренних конфликтах или о действиях других людей, направленных, по их мнению, на самопознание.

В рамках данного направления выпускники могут в полной мере поразмышлять о современном человеке и обществе xxi века, о связи поколений и о будущем человечества. Каковы вкусы и потребности молодых людей сегодня в культурной и социальной сферах. Каковы нравственные и духовные ориентиры молодежи в xxi веке.

Как влияет молодежь на формирование будущего мира. Школьникам предлагается обратиться к размышлениям писателей на эти темы. Лермонтов «герой нашего времени, и. Критерии оценки сочинения. Подтверждать свои мысли нужно примерами из литературы — неважно, русской или зарубежной, классики или современной. К слову, на библию ссылаться можно, а вот на частушки и поговорки — нет. Как проходит экзамен. Всего на итоговое сочинение 2020 - 2021 отводится 3 часа 55 минут. Сами темы становятся известны прямо на экзамене.

Обычно они тоже довольно общие.

«важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь. Оценка ставится по системе зачет - незачет. Те, кто получил незачет, к егэ не допускаются. Правда, для таких будет ещё несколько попыток — в феврале и в мае.

На что обратить внимание.

Большинство выпускников получает за итоговое сочинение зачёт. Задача не такая уж трудная, если чуть - чуть подготовиться, например, прочитать хотя бы пять книжек в соответствии с общими направлениями. часто школьники расширяют содержание эссе до уровня всего направления и размышляют, например, о войне и мире без привязки к заявленной теме, - говорят эксперты. иногда возникают проблемы, когда школьники не знают смысл понятий в теме — например, не до конца понимают, что такое бесчестье.

Какие книги выпускники используют в сочинении чаще всего. Перлы из сочинений прошлых лет. Вот например из моей личной жизни. Както раз позвали друзья погулять мама не отпускала и друзья предложили сбежать с дому, но я сразу подумала точней чувство потсказало, что завтра это добром не кончится. Так как нужно сделать вывот. Когда следовать чувствам не разумно. Пришла зима поют дрозды, скоро мне домой пора идти, скоро закончится мой срок это будет жизенный урок, жена любимая дождись. Выйду я скоро, и приду к своей жене я снова, там меня ждет сын, и доч будут счасливы они вновь, будет на сердце тоска без приключений же как не могу я. Поеду к любвонице своей, поповоду дома поговорю я с ней, когда наступит лето и пойдет зима, буду делать дом ей я. Скоро превезут кирпич, и руберойд займусь я крышною дырой. Когда беглец сбежал, то он добежал до реки. От одного берега, до другова берега, лежала доска вся гнилая и тонкая. На другом берегу он увидел друга. Обрадовавшийся беглец хотел бежать по этой доске, но друг выхватил доску из - под ног беглеца и тот утонул. А враг засмеявшись, ушел прочь. Предательство не забывается. А есть люди которые после предательства ни о чем не жалеют, им все равно на это. Когда у меня брат сидел в тюрьме, я помогал ему, не жалел ни денег, ни времени. А когда он вышел, пытался убить меня, но не смог. После чего он меня предал. Если мы возьмем исторический фактор который случился с александром сергеевичем пушкиным, то его застрелили на дуэли, так как он был очень ревнивый и из - за своих чувств и любви к своей жене, он вызвался на дуэль, так как он увидел, что около его жены ходил парень, который пытался привлечь ее внимание к себе.

Она перестала обращать внимание на других кавалеров, в том числе и на грушницкого. Его это сначала огорчило, а позже стало бесить. Когда воланд в очередной раз проверял людей, на сколько они изменились и в какую сторону.

После якобы фокуса денег с потолка, ведущий говорил, что деньги не настоящие, мол все это проще и все.

Люди же которые сидели в зале, попросили оторвать ему голову.

Сочіненіе по белоруской літературе сочинение на тему белорусский язык (родной язык моей семьи) стоит сказать о том, что, проживая в такой замечательной стране, как беларусь, моя семья продолжает говорить на русском языке в большинстве случаев. Однако, это совершенно не означает, что мы позабыли о своем родном языке – белорусском. Ко всему прочему хочется отметить такую особенность, что моя мама является учительницей, которая преподает белорусский язык. Именно по этой причине, мое детство неразрывно связано с этой особенностью, и даже сказки в раннем возрасте мне читали именно на нем. Для того, чтобы не позабыть свой родной язык, я часто обращаюсь к различным словарям, которые хранятся у нас на полках. Они помогают учитывать особенности и правила великолепного языка, который должен всегда оставаться в нашей семье.

Говоря про виды словарей, можно отметить важность орфографического, этимологического и лексического. Ведь благодаря ним, можно полностью разобраться в грамматических и морфологических особенностях белорусского языка. Стоит сказать также и о том, что словарный запас человека показывает богатство его культуры и особенностей восприятия. Именно благодаря тому, что и как говорит человек, о нем складывается определенное впечатление.

Также, я считаю, что для того, чтобы не забыть свой родной язык, нужно постоянно на нем разговаривать, так как, только практика имеет наибольший эффект. Такие замечательные писатели, которые творили и создавали свои работы на белорусском языке, как василий быков, владимир короткевич, иван шамякин, и многие другие, демонстрируют всю красоту этого великого и потрясающего языка. Стоит сказать о том, что литература помогает лучше воспринимать ту реальность, в которой находится человек. Ведь, через поступки и поведенческие особенности героев, человек может понять, как себя стоит вести, а как – нет. Также, говоря про особенности своего языка, хочется отметить, что произведения, написанные на нем, пропитаны большой лирической составляющей, так как в нем содержится огромное количество ярких слов, позволяющих сделать это. Популярные сочинения. – это талантливый мастер хiх века, который все свое время посвятил скульптуре, графике и живописи. Он с трепетом относился к своей работе, стараясь вложить все чувства и душу в изображение задуманного. Огда я бываю в музеях, мною овладевает странное чувство. Будто бы вокруг какой - то другой мир, а я словно растворяюсь среди экспонатов и начисто теряю чувство времени. Брожу по музейным залам долгими часами.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

аккаунты в стар стейбл с лошадьми

irina and oleg mom and son

танки коды на кристаллы 1000000 без скачивания

основи інформатики 8 клас володина столяров pdf rar

the history of ages 1.3.7.2 торрент